Ксения Волосюк
Отзыв о стихотворении
М.Кузмина«Пушкин»
Михаил Алексеевич Кузмин
– талантливый русский писатель начала ХХ века. Личность яркая и
всесторонне развитая, он стал значимой фигурой Серебряного века, подарив
русской культуре несколько десятков сборников, включающих поэзию и прозу,
рецензии и литературно-критические статьи. Жить поэту довелось в эпоху войн и революций,
репрессий и мятежей. Суровый ветер перемен не мог не оставить рубцов в душе
поэта, о чём свидетельствует пронизанная безысходностью дневниковая запись,
датированная 1925 годом: «Ищу подтверждения жизни или, по крайней мере, форм
жизни. Вне – одно отрицание».
Пожалуй, истинное
проявление настоящей жизни поэт нашёл, обратив свой взор в прошлое. И в эпоху,
когда его сверстники отрицали всё и вся, призывая «бросить Пушкина,
Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности», он создал
стихотворение «Пушкин», в котором показал непреходящую значимость творчества
выдающегося поэта.
Стихи о Пушкине не
могут быть плохими. И стихотворение Михаила Кузмина не является исключением. Уже
при первом чтении невольно замечаешь, как торжественна и возвышенна каждая
стихотворная строка, изображающая легендарного поэта. В стихотворении нет конкретных
событий, развёрнутых характеров, красочных описаний. Здесь только эмоции и
слова восхищения великим поэтом. Именно эти черты позволяют отнести данное
стихотворение к лирическому жанру.
Тема поэта и поэзии в
её классическом толковании затрагивалась многими литературными деятелями,
которые размышляли о том, что значит литературное творчество в жизни общества.
Михаил Кузмин в раскрытии этой темы пошёл иным путём, избрав в качестве предмета
изображения личность и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Смысловым стержнем
стихотворения является осмысление того
творческого наследия, что оставил после себя этот выдающийся поэт. И роль
Пушкина в становлении и развитии русской нации поистине велика. «Из стран, откуда нет возврата, // Через года
он бросил мост…» – так оценивает вклад Пушкина в русскую культуру Михаил Кузмин.
По мнению автора, Пушкин настолько виртуозно владел пером, что его произведения,
преодолев временные и пространственные рубежи, смогли достичь самых дальних
уголков нашей планеты и дать свои всходы в сердцах и умах людей разных
поколений. И даже теперь, спустя много лет, его произведения по-прежнему любимы
и читаемы.
На мой взгляд, стихотворение пропитано
героическим пафосом. Нет, оно не про бравых воинов, отдавших свою жизнь на поле
боя, оно про героя другого рода – про героя-писателя, который своим творчеством
внёс в русскую литературу новое содержание, обогатил русское сознание новыми
идеями.
Стихотворение «Пушкин»
имеет своеобразное композиционное решение: визуально оно не разделено на строфы,
и в нём нет ярко выраженных смысловых частей. Создаётся впечатление, что даже
строки, объединившись в едином порыве, рисуют нам неповторимый облик
человека-легенды, будто шагнувшего к нам из бессмертия. «Он жив! у всех душа
нетленна, // Но он особенно живет!» В этих строках – гимн Пушкину, вечно
живому, нетленному, незабываемому.
Сколько бы вы ни читали
это стихотворение, вы не найдёте здесь описания внешности Пушкина. Единственный
колористический эпитет – «арапские уста» – тонко намекает на эфиопское
происхождение поэта. Во всём остальном характеристика личности изобилует абстрактными
категориями, которые позволяют понять жизненную философию и нравственную
позицию Пушкина. Автор тщательно подбирает эпитеты для описания характера и
поведения поэта, так что даже для тех, кто не знаком с жизнью и творчеством Пушкина, если таковые, конечно,
имеются, станет предельно ясно, какой всесторонней и яркой личностью был
любимый всеми нами поэт. В строках «Он – жрец, и он веселый малый, // Пророк и
страстный человек…» Кузмин подчеркивает сочетание множества противоречий,
уживавшихся в характере поэта, черты божественного и земного в его судьбе. Жрец
и пророк в своей поэзии, Пушкин по-братски
открыт и дружелюбен, а значит, «… если в нем признаем брата, // Он не
обидится: он – прост…».
Пушкин по-своему дорог
автору, и, словно предвидя нападки на поэта со стороны недоброжелателей, М.Кузмин
пытается отстоять и защитить своего кумира. Единственное вопросительное
предложение в стихотворении – «Романтик, классик, старый, новый?» – в наше
время вполне походило бы на риторический вопрос, но в эпоху Кузмина, когда
отношение к классике не было настолько однозначным, поэт словно вступает в
полемику со своими невидимыми оппонентами, резко обрывая все возможные
дискуссии о месте поэта в отечественной литературе: «Он – Пушкин, и бессмертен
он!». Для автора очевидно, что Пушкин –
личность мирового масштаба. Стоит упомянуть
названия или ключевые образы его произведений, как тут же в памяти читателя оживают «Москва и лик Петра
победный, // Деревня, Моцарт и Жуан, // И мрачный Герман, Всадник Медный // И
наше солнце, наш туман!».
Значимость пушкинского
наследия передаётся при помощи мастерски подобранных
изобразительно-выразительных средств. Так, метафора «через года он бросил мост»
обозначает, что Пушкину удалось создать такие произведения, которые прошли
проверку временем и спустя годы по-прежнему являются лучшими образцами классической
литературы. Не менее тщательно подобраны
автором и другие метафоры, на которые возложена
здесь особая смысловая нагрузка. Стихотворение насыщено метафорическими
ассоциациями из истории, литературы и Библии.
На мой взгляд, именно на библейских
ассоциациях построена метафора «вкушаем вечной жизни мёд», представляющая собой
аллюзию на стих 1-й Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Автор
даёт понять, что произведения А.С. Пушкина и есть тот самый мёд, вкушая
который мы обретаем познание
нравственности, ведущее к «вечной жизни». Казалось бы, одна строка, а как много
она несёт в себе смысла!
Ещё одной глубокой метафорой
является фраза «хладный камень совершенства». Этой фразой автор показывает, что
всё совершенное подобно холодному камню: за внешним лоском и звёздностью порой не
бывает живых качеств и искренних чувств, то есть всего того, что есть в
произведениях Пушкина. Поэтому Кузмин противопоставляет пушкинские шедевры совершенным,
но холодным творениям других мастеров, показывая, что Пушкин лучше
совершенства, так как его творчество не оставляет и тени равнодушия. Стоит
только открыть томик со стихами великого поэта – и вот уже «Бежит, горя,
летучий пламень, // взволнованно вздымая грудь…».
Из использованных
автором сравнений самым сильным, на мой взгляд, является тезис, что Пушкин «сам себе закон». И это не
просто громкие слова. Мы знаем Пушкина как певца свободы, который, не боясь
цензуры и властей, смело бичевал царившие в современном ему обществе пороки.
Богатая палитра
эпитетов помогает художественно и выразительно описать силу пушкинского
поэтического слова, которое звучит «благоговейно и блаженно…», а «родимые
слова» «пленительны и полнозвучны».
Стихотворение не лишено
и стилистических фигур. Умелое использование градации в строках «он – жрец, и
он весёлый малый, // пророк и страстный человек…», «романтик, классик, старый,
новый?...» помогло поэту показать различные качества Пушкина, но при этом
заострить внимание на самых главных. Самой
говорящей стилистической фигурой, которую я обнаружила в стихотворении, является эллипсис,
выраженный во фразах «Он – жрец», «Он – прост». Тире как авторский знак,
поставленный вопреки правилам пунктуации, акцентирует внимание на сказуемых, логически подчёркивая самые значимые
черты выдающегося поэта.
Важной отличительной
особенностью стихотворения является то, что в нём отсутствуют чёткие временные
и пространственные рамки. Здесь границы художественного пространства и времени
расширены до бесконечности, потому что Пушкин вездесущ и бессмертен.
Кузмина как поэта
отличало виртуозное владение различными стихотворными формами, размерами,
ритмами, а также особая пластика стиха и своеобразная поэтическая
разговорность. Всё это находит отражение в строфике и рифмовке стихотворения. Короткие
стихотворные строки, написанные четырёхстопным ямбом, способствуют чёткости и
лаконичности характеристик. Перекрёстная
рифмовка позволяет лучше передать возвышенное настроение.
Развёрнутая метафора, которой
Михаил Кузмин завершает свой лирический монолог, позволяет переосмыслить даже
вопросы жизни и смерти. Последние четыре
строки – «Так полон голос милой жизни, // Такою прелестью живим, // Что слышим
мы в печальной тризне // Дыханье светлых именин» – полны оптимизма и веры в завтрашний день. Да,
Пушкина нет в живых, и это печально, но его поэтическое наследие настолько
велико и значимо, что заслужило бессмертие.
Сто лет назад Михаил
Кузмин мучительно искал «подтверждение жизни» и
нашёл его в Александре Сергеевиче
Пушкине. Он нашёл его для себя и рассказал об этом своим читателям. Теперь и в
каждом из нас живёт свой Пушкин… Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле, и
каждый год рождаются сотни новых Пушкиных, ведь каждый читатель
воспринимает Поэта по-своему. И сейчас уже, в сущности, не важно, кто же
Пушкин конкретно для нас с вами: «Романтик,
классик, старый, новый?»… Важно, что он у нас есть, что он нам дорог, важен,
нужен, как «вечной жизни» вечный мёд.
Пожалуй, истинное проявление настоящей жизни поэт нашёл, обратив свой взор в прошлое. И в эпоху, когда его сверстники отрицали всё и вся, призывая «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности», он создал стихотворение «Пушкин», в котором показал непреходящую значимость творчества выдающегося поэта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий