понедельник, 22 сентября 2014 г.

Наш Пушкин

Ксения Волосюк         

Отзыв о стихотворении М.Кузмина«Пушкин»
Михаил Алексеевич Кузмин – талантливый русский писатель начала ХХ века. Личность яркая и всесторонне развитая, он стал значимой фигурой Серебряного века, подарив русской культуре несколько десятков сборников, включающих поэзию и прозу, рецензии и литературно-критические статьи. Жить поэту довелось в эпоху войн и революций, репрессий и мятежей. Суровый ветер перемен не мог не оставить рубцов в душе поэта, о чём свидетельствует пронизанная безысходностью дневниковая запись, датированная 1925 годом: «Ищу подтверждения жизни или, по крайней мере, форм жизни. Вне – одно отрицание». 
Пожалуй, истинное проявление настоящей жизни поэт нашёл, обратив свой взор в прошлое. И в эпоху, когда его сверстники отрицали всё и вся, призывая «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности», он создал стихотворение «Пушкин», в котором показал непреходящую значимость творчества выдающегося поэта.
Стихи о Пушкине не могут быть плохими. И стихотворение Михаила Кузмина не является исключением. Уже при первом чтении невольно замечаешь, как торжественна и возвышенна каждая стихотворная строка, изображающая легендарного поэта. В стихотворении нет конкретных событий, развёрнутых характеров, красочных описаний. Здесь только эмоции и слова восхищения великим поэтом. Именно эти черты позволяют отнести данное стихотворение к лирическому жанру.
Тема поэта и поэзии в её классическом толковании затрагивалась многими литературными деятелями, которые размышляли о том, что значит литературное творчество в жизни общества. Михаил Кузмин в раскрытии этой темы пошёл иным путём, избрав в качестве предмета изображения личность и творчество Александра Сергеевича Пушкина. Смысловым стержнем стихотворения  является осмысление того творческого наследия, что оставил после себя этот выдающийся поэт. И роль Пушкина в становлении и развитии русской нации поистине велика.  «Из стран, откуда нет возврата, // Через года он бросил мост…» – так оценивает вклад Пушкина в русскую культуру Михаил Кузмин. По мнению автора, Пушкин настолько виртуозно владел пером, что его произведения, преодолев временные и пространственные рубежи, смогли достичь самых дальних уголков нашей планеты и дать свои всходы в сердцах и умах людей разных поколений. И даже теперь, спустя много лет, его произведения по-прежнему любимы и читаемы.
 На мой взгляд, стихотворение пропитано героическим пафосом. Нет, оно не про бравых воинов, отдавших свою жизнь на поле боя, оно про героя другого рода – про героя-писателя, который своим творчеством внёс в русскую литературу новое содержание, обогатил русское сознание новыми идеями.
Стихотворение «Пушкин» имеет своеобразное композиционное решение: визуально оно не разделено на строфы, и в нём нет ярко выраженных смысловых частей. Создаётся впечатление, что даже строки, объединившись в едином порыве, рисуют нам неповторимый облик человека-легенды, будто шагнувшего к нам из бессмертия. «Он жив! у всех душа нетленна, // Но он особенно живет!» В этих строках – гимн Пушкину, вечно живому, нетленному, незабываемому.
Сколько бы вы ни читали это стихотворение, вы не найдёте здесь описания внешности Пушкина. Единственный колористический эпитет – «арапские уста» – тонко намекает на эфиопское происхождение поэта. Во всём остальном характеристика личности изобилует абстрактными категориями, которые позволяют понять жизненную философию и нравственную позицию Пушкина. Автор тщательно подбирает эпитеты для описания характера и поведения поэта, так что даже для тех, кто не знаком с жизнью  и творчеством Пушкина, если таковые, конечно, имеются, станет предельно ясно, какой всесторонней и яркой личностью был любимый всеми нами поэт. В строках «Он – жрец, и он веселый малый, // Пророк и страстный человек…» Кузмин подчеркивает сочетание множества противоречий, уживавшихся в характере поэта, черты божественного и земного в его судьбе. Жрец и пророк в своей поэзии, Пушкин по-братски  открыт и дружелюбен, а значит, «… если в нем признаем брата, // Он не обидится: он – прост…».
Пушкин по-своему дорог автору, и, словно предвидя нападки на поэта со стороны недоброжелателей, М.Кузмин пытается отстоять и защитить своего кумира. Единственное вопросительное предложение в стихотворении – «Романтик, классик, старый, новый?» – в наше время вполне походило бы на риторический вопрос, но в эпоху Кузмина, когда отношение к классике не было настолько однозначным, поэт словно вступает в полемику со своими невидимыми оппонентами, резко обрывая все возможные дискуссии о месте поэта в отечественной литературе: «Он – Пушкин, и бессмертен он!». Для  автора очевидно, что Пушкин – личность мирового масштаба.  Стоит упомянуть названия или ключевые образы его произведений, как тут же  в памяти читателя оживают «Москва и лик Петра победный, // Деревня, Моцарт и Жуан, // И мрачный Герман, Всадник Медный // И наше солнце, наш туман!».
Значимость пушкинского наследия передаётся при помощи мастерски подобранных изобразительно-выразительных средств. Так, метафора «через года он бросил мост» обозначает, что Пушкину удалось создать такие произведения, которые прошли проверку временем и спустя годы по-прежнему являются лучшими образцами классической литературы.  Не менее тщательно подобраны автором и другие метафоры,  на которые возложена здесь особая смысловая нагрузка. Стихотворение насыщено метафорическими ассоциациями из истории, литературы и Библии.  На мой взгляд,  именно на библейских ассоциациях построена метафора «вкушаем вечной жизни мёд», представляющая собой аллюзию на стих 1-й Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Автор даёт понять, что произведения А.С. Пушкина и есть тот самый мёд, вкушая который  мы обретаем познание нравственности, ведущее к «вечной жизни». Казалось бы, одна строка, а как много она несёт в себе смысла!
Ещё одной глубокой метафорой является фраза «хладный камень совершенства». Этой фразой автор показывает, что всё совершенное подобно холодному камню: за внешним лоском и звёздностью порой не бывает живых качеств и искренних чувств, то есть всего того, что есть в произведениях Пушкина. Поэтому Кузмин противопоставляет пушкинские шедевры совершенным, но холодным творениям других мастеров, показывая, что Пушкин лучше совершенства, так как его творчество не оставляет и тени равнодушия. Стоит только открыть томик со стихами великого поэта – и вот уже «Бежит, горя, летучий пламень, // взволнованно вздымая грудь…».  
Из использованных автором сравнений самым сильным, на мой взгляд, является  тезис, что Пушкин «сам себе закон». И это не просто громкие слова. Мы знаем Пушкина как певца свободы, который, не боясь цензуры и властей, смело бичевал царившие в современном ему обществе пороки.
Богатая палитра эпитетов помогает художественно и выразительно описать силу пушкинского поэтического слова, которое звучит «благоговейно и блаженно…», а «родимые слова» «пленительны и полнозвучны».
Стихотворение не лишено и стилистических фигур. Умелое использование градации в строках «он – жрец, и он весёлый малый, // пророк и страстный человек…», «романтик, классик, старый, новый?...» помогло поэту показать различные качества Пушкина, но при этом заострить внимание на самых главных.  Самой говорящей стилистической фигурой, которую я  обнаружила в стихотворении, является эллипсис, выраженный во фразах «Он – жрец», «Он – прост». Тире как авторский знак, поставленный вопреки правилам пунктуации, акцентирует внимание на  сказуемых, логически подчёркивая самые значимые черты выдающегося поэта.
Важной отличительной особенностью стихотворения является то, что в нём отсутствуют чёткие временные и пространственные рамки. Здесь границы художественного пространства и времени расширены до бесконечности, потому что Пушкин вездесущ и бессмертен.
Кузмина как поэта отличало виртуозное владение различными стихотворными формами, размерами, ритмами, а также особая пластика стиха и своеобразная поэтическая разговорность. Всё это находит отражение в строфике и рифмовке стихотворения. Короткие стихотворные строки, написанные четырёхстопным ямбом, способствуют чёткости и лаконичности характеристик.  Перекрёстная рифмовка позволяет лучше передать возвышенное настроение.
Развёрнутая метафора, которой Михаил Кузмин завершает свой лирический монолог, позволяет переосмыслить даже вопросы жизни и смерти.  Последние четыре строки – «Так полон голос милой жизни, // Такою прелестью живим, // Что слышим мы в печальной тризне // Дыханье светлых именин» –  полны оптимизма и веры в завтрашний день. Да, Пушкина нет в живых, и это печально, но его поэтическое наследие настолько велико и значимо, что заслужило бессмертие.  
Сто лет назад Михаил Кузмин мучительно искал «подтверждение жизни» и  нашёл его  в Александре Сергеевиче Пушкине. Он нашёл его для себя и рассказал об этом своим читателям. Теперь и в каждом из нас живёт свой Пушкин… Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных, ведь каждый читатель воспринимает  Поэта по-своему.  И сейчас уже, в сущности, не важно, кто же Пушкин  конкретно для нас с вами: «Романтик, классик, старый, новый?»… Важно, что он у нас есть, что он нам дорог, важен, нужен, как «вечной жизни» вечный мёд.
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий