суббота, 4 октября 2014 г.

Пишем сочинение по литературе

ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Для создания сочинения на основе лирического произведения (анализа поэтического текста, отзыва, рецензии) советую воспользоваться следующей структурной схемой:
ВСТУПЛЕНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Существует 2 подхода к созданию вступительной части сочинения: 
классический  вариант  - это чёткая информация об авторе и
стихотворении,          о месте  анализируемого произведения  в творчестве автора, о том, насколько характерны тема и образы (образный строй) данного произведения для творчества этого литературного деятеля.
импрессионистический вариант  базируется на Ваших эмоциях, впечатлениях, может содержать краткое описание возникших ассоциаций, воспоминание о похожем случае, пословицу, поговорку, небольшую притчу  и её трактовку применительно к тексту первоисточника.


«Скажите, есть ли на свете человек, который не отреагирует на фамилию……? Каждому любителю изящной словесности известно его благородное имя. …. – визитная карточка России. Он писал о русских и для русских, но писал так что всё понятно даже иностранцу. Читателя восхищает красота …… слова, рождённые им образы пробуждают воображение, а ёмкость мысли, присущая его творениям, будоражит ум, пробуждая к размышлениям о вечном, незыблемом, прекрасном и ускользающем…..».
«Ветер, весенний порывистый ветер, дует изо всех сил, завывает, гонит по дорожке нашего сада сухие листья. За моим окном на голой вишне чудом уцелел один лист. Он уже потерял цвет, весь ссохся и свернулся от холодного дыхания осени, но ещё прочно держится за ветку, в отличие от своих собратьев, которые уже давно сорваны с родимых ветвей. Порывы ветра швыряют мой листок вправо-влево, а он держится, словно сопротивляясь этой неведомой силе. Вот новый порыв, ещё и ещё один… Сухая былинка не выдерживает – ветер подхватывает мятежный листик и уносит его вдогонку остальным. Но этот последний запомнился мне как самый стойкий и сильный. И  мне подумалось: а ведь …… (параллели со стихотворением или судьбой поэта)

Во вступление следует поместить также:
1.Слово об авторе
2.Общее впечатление от стихотворения
«….гениальное стихотворение, уникальное по силе воздействия на читателя…;
….каждое слово, каждая строка отпечатывается в сознании и продолжает звучать в нём со сверхъестественной силой…;
…оно оставляет неизгладимые впечатления, так как ….»
Помните!
Вступление не должно быть затянуто. Оно составляет 1/8 часть всей работы. Не сле дует слишком увлекаться биографией или передавать факты, не связанные с историей создания анализируемого произведения.




             ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Содержит целостный многоаспектный анализ, который должен в любом порядке дать толкование следующим понятиям:
1.      Установление дотекстовой  (фоновой)информации – характеристика эпохи, в которую создавалось произведение.
  «Философские искания 30-х(40-х,50-х???) годов – поиски ответов на вопрос …… вылились в создание системы образов, часто встречающихся в творчестве  поэтов ……, и нашли своё отражение в данном стихотворении …….».

2.      Тема, идея, проблемы
«Основная тема лирики – существование человека в мире. Глобальная, до конца непознанная, она отчасти раскрывается в стихотворении через ….. 
Но  поэт не просто описывает мир, а вступает  с ним  в сложные взаимоотношения: …. (…рисует … )
Осмелюсь предположить, что это стихотворение…...  По словам Ф.И.Тютчева, «чтобы поэзия процвет ала, она должна иметь корни в земле». Вот и стихотворение …. »

3.       Анализ сильных позиций (поможет объяснить название и описать композицию)
«Поистине сильные позиции – название, начало стихотворения и его последняя строфа – служат подтверждением гипотезы о том, что …..  И заголовок – первый ключ к  разгадке авторского замысла. Это своего рода камертон, настраивающий читателя  на ….»
«Вчитаемся в начальные строки… Чем примечательны они? Какими чувствами подсказаны? Что в них:  поиски? решения? вопросы?  Да, с первой же строки автор….. Нет, с первой же строки автор уводит нас …. Задумаемся, для чего он использует этот приём. Ответ прост: это своеобразная увертюра, в которой …. Развёртывание смысловой  линии стало возможно благодаря  словам …. Находишь их, и становится ясно….»

4.       Анализ композиции и картин, изображённых в стихотворении(сюда же можно вплетать и анализ языковых средств, которыми эти картины рисуются)
«Стихотворение состоит из  … смысловых частей. Первая часть …. рисует ……Читая, отчётливо представляешь себе картины ….. Следующие три (две, четыре…) строфы – это …»
«Стихотворение не расчленено на строфы: это монолог  …….., где мысли слиты в один общий аккорд»

5.       Анализ изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания:
«В стихотворении  все уровни языка служат выражению основной мысли…. Автор задействует все уровни языка , для того чтобы донести до читателя, насколько …..
а)анализ ритма, рифмы, интонации и фонетических особенностей текста
«Плясовой, бегущий хорей создаёт ощущение лёгкости…..»
«Литой, торжественный ямб звучит пафосно и уносит …..»
«Дополнительный безударный слог, именуемый пиррихием, являет собой облегчённую стопу   и в самом деле замедляет стремительный ямб. Возможно, благодаря этому приёму, ….»
«Рисуя…, автор использует дополнительный ударный слог, спондей, который утяжеляет строку.  И действительно, описание … становится более тяжеловесным »
«однообразный, мерный дактиль придаёт стихотворению …. звучание»
«Благодаря  размеренному степенному  амфибрахию, стихотворный строй становится близок к разговорной речи»
«Гибкий анапест придаёт стихотворению ……»
«Смежная рифмовка (ААББ) придаёт строфе динамику, делая прочтение лёгким и быстрым». «Кольцевая рифмовка (АБАБ) придаёт строфе гибкость, помогает  передать настроение лёгкости и восторга»
«Мужская рифма («странА-нужнА»)придаёт стихотворению устойчивость и стабильность, жёсткость и напористость.  Женская рифма («дОма-истОма»)придаёт звучанию мягкость и … нежность».   Ассонанс на «о», «а» создаёт иллюзию плача….»
« Обилие гласных с их редуцированными вариантами придаёт стихотворению….»
«Слишком частые повторы «р», «л» (аллитерация) усиливают смысл строки, придавая ей тревожность».

б) анализ морфологических средств
«В тексте нет ничего случайного, поэтому внимательный глаз исследователя не может не заметить обилия знаменательных частей речи, которые позволяют предположить, что автор рисует вполне ясную реалистическую картину мира »
«Предметный и понятийный состав представлен именами существительными ….., которые позволяют представить картины …..»
«Вы заметили обилие прилагательных? …….. Их многочисленность не случайна: они придают стихотворению чувственность, стихотворение приобретает …… эмоциональную окраску».
«Обилие личных глаголов (пример: «не жалею, не зову, не плачу»)придаёт стихотворению интимный, исповедальный характер»
«Глаголы 1-го и 2-го лица (пример: «не жалею», «можешь», «отдохни») словно создают диалогичность текста. Это диалог между автором и читателем, позволяющий понять…..»
«Если внимательно вчитаться, то можно понять, что перед нами не застывшая сущность, а диалог. Это обращение поэта к собственной душе, к своему «я».
«Наречия «можно», «нужно», «больно», выражающие субъективную модальность,  придают звучанию экспрессивность и …..»

в)лексическая характеристика
«Наиболее важную роль в формировании поэтических образов и картин играет мастерски подобранная лексика, где на первый взгляд простые общеупотребительные слова сплетаются в замысловатый узор из олицетворений и метафор. Так, для изображения …. ».
«Наряду с высокой лексикой (примеры) широко представлена нейтральная (….), что позволяет автору ……. Вкрапления разговорных слов (….)делают стихотворение …….Экспрессивно окрашенная… лексика (….) позволяет…..»

г) поэтический синтаксис
«Наряду с  поэтическим словарём  особую роль в воплощении авторской идеи сыграл также  поэтический синтаксис стихотворения.  Одной из «говорящих» фигур поэтической речи стал  …… …повтор  …… , который позволяет…..
…анафора  (единоначатие)
А повторение слова «…..»  в конце нескольких стихотворных строк, или так называемая эпифора,  позволяет ….
Такой поэтический приём как анадиплосис, представленный повтором слова «……» в конце предыдущей и в начале новой строки, даёт понять, что …
 Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры
«Бессоюзие (асиндетон) же  служит для выделения таких слов, как ….. Автор сознательно идёт на этот шаг, потому что хочет…..
 «Перенос части фразы на другую строку, так называемый анжанбеман, позволяет ….» «Особое внимание читателя привлекает инверсия ….. Здесь  необычный порядок слов прида­ёт фразе новый выразительный оттенок: становится понятно, что …..»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
должно содержать ёмкий и лаконичный итог всему вышесказанному.  Для соблюдения кольцевой композиции работы можно вернуться к  образам, описанным Вами во вступлении

«Нет сомнения, что стихотворение ……. стало важной вехой в творчестве поэта.  В нём, как в капле воды, отразилась вся глубина  философской мысли поэта, его взгляды на ….., представления о…… Здесь в полной мере проявился дар гениального художника, сумевшего воплотить ……. Здесь нашла воплощение вечная  тайна поэта-гуманиста, стремившегося …..» 


Комментариев нет:

Отправить комментарий