суббота, 4 октября 2014 г.

Отзыв, признанный лучшим

Юлия Мартынюк 
Отзыв о стихотворении Р.Рождественского «Давнее»

Война… Когда слышишь это слово, сердце начинает трепетно биться. Оно наполняется состраданием ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину, и ненавистью по отношению к тем, кто развязал кровавую бойню, безнаказанно лишая жизни невинных людей.
Вот уже 70 лет  прошло с того дня, как отгремели последние залпы над моей Беларусью, к сожалению, почти не осталось в живых никого, кто воочию видел жестокие бои, однако у нас есть неисчерпаемый источник, который хлещет правдой и не может утаить ничего. Этот источник – поэзия. Война породила много замечательных стихотворений о страшных днях военного лихолетья, о жестоких боях, о боевых друзьях-товарищах. Поэт- шестидесятник Роберт Рождественский не был участником войны. Война застала его девятилетним мальчиком.  Но именно тогда, в июне сорок первого, он перелистнул  страницу своей жизни, именовавшуюся детством, и из всех поэтов послевоенной поры самоотверженно принял эстафету от поэтов-фронтовиков.  Одной из ведущих тем его творчества стала тема памяти. «Эта память – верьте, люди,/ Всей земле нужна:/ Если мы войну забудем,/ Вновь придет война…», –  эти строки из стихотворения «Память»,  ставшие визитной карточкой Р. Рождественского, навсегда закрепили за поэтом репутацию приверженца  пацифистских убеждений.

Примером тому является  стихотворение «Давнее», посвящённое А.Киреевой. Алла Киреева всегда была рядом с поэтом, они, как голос и эхо, вместе шли по жизни, сохраняя в сердцах вместе с любовью и суровую память о войне, которая опалила их детство.  Не удивительно, что и лирический герой в стихотворении – это человек,  переживший войну. Спустя годы после военного лихолетья лирический герой, сравнивая себя с блиндажом партизанским, который уже успел прорасти  травою, вспоминает суровые военные эпизоды.  Поэт выбрал образ блиндажа  – подземного сооружения для защиты от пулемётного огня – не случайно. Это позволило ему подчеркнуть, что независимо от того, сколько времени пройдёт после войны, человек, её повидавший, оглядываясь назад, всегда будет вспоминать о ней как о страшной трагедии. Как блиндаж, даже проросший за послевоенные годы травой, не утратил своих очертаний на искалеченном теле земли, так и тот, кто видел смерть, никогда не сотрёт из памяти эти кровавые сцены. Может быть, подобно блиндажу поросшему травой, лирический герой  уже давно оброс бородой и покрылся сединой, но в памяти его никогда не изгладится память о войне,  как не зарубцевались раны  на теле земли.
Тема войны и воспоминаний о ней красной нитью проходит через всё стихотворение. Очевидно, художественной идеей стала потребность поэта доказать потомкам, как беспощадна  война, которая, как грозный палач, уносит жизни людей.
Композиционно «Давнее» чётко организовано анафорой «падают мальчики», и этот повтор стал смысловым стержнем стихотворения. Стоило только лирическому герою оглянуться назад, как прошлое нахлынуло воспоминаниями, которые перенесли и  читателя на поле боя. А там солдаты, совсем ещё молоденькие ребята.  Для их характеристики автор употребил слово «мальчики», чтобы подчеркнуть, что на войне сражались не только опытные, бывалые воины, но и совсем юные ребята, не державшие никогда ранее оружия в руках. Но они смело шли на верную гибель, на мины, под пули, в смертоносный огонь, думая, что так они могут противостоять противнику.  Удачно подобранное существительное  мальчики» (не «воины», не «юноши», не «солдаты», а именно «мальчики») рисует собирательный образ  всех мужчин, воевавших за родину, ведь каждый из них, независимо от возраста,  для кого-то был мальчиком.
При помощи сравнений («запнувшись за мину, как за порог», «наткнувшись на очередь, будто на ленточку финиша») автор показывает, насколько внезапной и неожиданной была эта гибель для воинов.  Пронзительно действует на читателя ряд деепричастий (запнувшись, наткнувшись, раскинув), которые придают стихотворению динамичность, наполняют движением каждую строку, но в то же время подчёркивают, что всё уже завершено, осталось  в прошлом: не вернуть, не поднять, не спасти.  
Стихотворение небогато эпитетами. Самый неожиданный из них
 («жирный от крови и безделия чернозём») появляется только в конце стихотворения.  Р. Рождественский даёт нам понять, что земля буквально напитана кровью убитых  и раненых, а также хочет донести до читателя мысль, что война бессмысленна, не ведёт к созиданию, а только к разрушению, и  предостегает потомков, чтобы они не повторяли ужасных ошибок  человечества.
Стихотворение заканчивается полными трагизма словами. Метонимия («на ладонях … длинные линии жизни»)  подчёркивает весь трагизм войны, отнявшей жизни у совсем молодых ребят. А жизнерадостные эпитеты («на мягких ладонях», ««прекрасные длинные линии жизни»)  придают стихотворению ещё более трагическое звучание. Рано, слишком рано оборвались жизни бойцов. Их ждала интересная, счастливая длинная жизнь, но война навсегда лишила их этого…  И  это эллиптическое предложение   («на мягких ладонях которых — такие прекрасные, такие длинные линии               жизни»)   как будто подводит итог стихотворению и побуждает читателя  остановиться и  задуматься о смысле жизни и о ценностях, которыми мы живём.
Использованный автором синтаксический параллелизм проходит через всё произведение, делая его размеренным и ритмичным. Возможно, это и есть тот приём, влияние которого позволяет воспринимать войну как какой-то странный, злой, необратимый поток, сметающий всё на своём пути и оставляющий за собой только кровь, слёзы, многолетнюю скорбь.  А значит, вполне объясним и тот факт, что стихотворение наполнено трагическим пафосом. Также звучат в нём и героико-патриотические нотки, поскольку в стихотворении Р.Рождественскому удалось не только нарисовать драматические картины военной поры, но и воспеть хвалу героям, погибшим в той суровой войне.
Интересна и ритмическая организация стихотворения. Оно написано дактилем, что придаёт стихотворению особую возвышенность и философскую размеренность.  Рифма практически отсутствует, но стихотворение  остаётся ритмичным.  При чтении кажется, будто метроном памяти отсчитывает секунды в нашем мозгу. 
 Всё стихотворение выдержано в мрачных тонах. Чёрный, кроваво-красный,  серый, болотно-зелёный, пурпурный – вот те цвета, которыми автор раскрашивает созданную им картину.
         Стихотворение Р.Рождественского «Давнее» никогда не потеряет своей актуальности. И хотя в нём автор не использует ни одного обращения,  хочется определить его жанр как послание – послание к нам, чтобы мы дорожили мирным небом над головой, всегда помнили  о том, какою ценою оно завоёвано, и понимали, что если сегодняшние «властители и судьи»  пренебрегут этим посланием, то «падать на чернозем,  от безделья и крови жирный», расплачиваясь за их безрассудство,  станут уже мальчики ХХI века, наши мальчики.


 



Комментариев нет:

Отправить комментарий